Осенью 2014 года состоялась встреча нашей компании (ООО "Брейн Девелопмент") и представителей Баку Модерн Мектеби (БММ) Учебный Центр «Робототехники и Инженерии».
На встрече были анонсированы робототехнические наборы и решения HUNA-MRT, которые прекрасно подходят для обучения как дошкольников , так и учащихся начальных классов.
По итогам встречи было принято решение организовать класс робототехники в Бакинской школе "Баку Модерн Мектеби (БММ)".
Весь учебный год дети занимались с новыми робототехническими наборами, ведь в августе им предстоит выступать на международных соревнованиях IYRC в Южной Корее и защищать честь Азербайджана.
И вот, 21 мая, состоялись подготовительные выступления, где дети смогли показать чему они научились за этот год.
Ниже приведена статья из Facebook, описывающая это мероприятие:
РОБОТЫ ИДУТ.
Миры Герберта Уэллса и Айзека Азимова уже на подходе. Не пора ли нам уже принимать законы робототехники – законы Айзека Азимова?
Нет, нет….пока не беспокойтесь – я всего лишь об открытии в Баку Модерн Мектеби (БММ) Учебного Центра «Робототехники и Инженерии». Итак литературно-научно-фантастически-реалистический репортаж об открытии учебного Центра «Робототехники и Инженерии» в школе.
В школе? Роботы? Да, да в школе. Интересно, мы первые (такие умные или наоборот)? Откроем Гугл и напишем «Роботы в школе». Ну и ну… Более 50 миллиона ссылок. Это что ж почти все школы мира уже занимаются роботами? А география – Россия, Япония, Южная Корея, Америка и так далее. И что же они там делают? Заменяют педагога? Где то да. Например, в Японии в отдаленных местах робот будет учить детей английскому языку. А в основном, роботы становятся незаменимыми помощниками учителя. Так, в России, создали робота, который через Интернет позволяет родителям присутствовать на уроке. Представляете, какой порядок в классе. Да, робот помощник - это хорошо. Но хороший учитель пока и без робота справится со своими обязанностями. Тогда зачем же роботы?
А теперь зайдем утром 21 мая в 10.30 в Баку Модерн Мектеб и поднимемся на второй этаж. Нам предложат пройти в актовый зал. Но по дороге в зал слева и справа столы около них стоят школьники с первого до 9 – го классов и играют какими то игрушками. Ну, думаю, опять какая то показуха. Но нас просят не задерживаться и проходить в зал. Потом мол ознакомитесь с тем, что делают ученики. В зал, так в зал. Потом, так потом.
На трибуне директор школы Гюляра Эфендиева. Уже становится интересно. Оказывается учителя школы прошли тренинги в Санкт Петербурге по применению робототехники в учебном процессе, посетили школы Санкт Петербурга, в которых уже применяется эта технология. А в конце прошлого года школьники и учителя БММ были приглашены наблюдателями на Международные Соревнования Роботов в Сочи и Азербайджан был включен участником этих соревнований в 2015 г. А в августе 2015 года школа приглашена в Южную Корею на международные соревнования роботов. И вот то, что дети делают в коридоре перед актовым залом – это и есть подготовительные действия к этим соревнованиям. И нас Гюля ханум приглашает самим ознакомиться со всем, что уже сделано.
Выходим в коридор. Первый стол. Очень низкий, иначе школьников не было бы видно. Спрашиваем, с чем он играется. А он оказывается сам собрал простейший робот. Сам? Да, и он подробно со знанием дела рассказывает из чего собрал и из каких деталей и почему он их использовал. Научили объяснять? Попробуйте научить первоклассника внятно объяснять сложные понятия. Идем дальше – второй стол. Уже ребята постарше. И что у вас? Роботы. Ходят, поворачиваются, еще что то делают.
- А по каким правилам они двигаются?
- Так мы заложили программу в этот робот. Вот на этом компьютере написали программу и перенесли ее в робот.
Пока что то не понятно. Они это сделали или нет? Третий стол. Ребята еще старше.
- Как звать и какой класс?
- Кямран, 8 –ой класс.
- И что ты нам покажешь? Что это за робот и что он делает и как?
И с полным знанием дела Кямран рассказывает как он собрал этот робот, распознающий цвета и сортирующий цветные кубики. Какую программу написал, на каком языке эта программа и как он внес ее в робот.
- А кто тебе сказал собрать именно этот робот.
-Я сам его придумал.
Вот сейчас я испытал некоторый шок. Дети с первого по восьмой класс спокойно оперируют понятиями, которые и не все взрослые знают, самостоятельно собирают и разбирают роботы. Это же не могло быть. Спрашиваю у педагога Хаят ханум: И много у вас таких детей? И как Вы их заставили это все знать и делать? Что, специальные педагогические пытки?
- Нет, отвечает она. Дети почти сами до всего докапываются и поэтому знают весь процесс. Мы их только направляем, исправляем, если надо. Пять месяцев мы их учим, нет, нет, пять месяцев они сами учатся при нашей поддержке.
Да, не ожидал. Так и хочется воскликнуть «дас ист фантастиш - Фантастика». Разве не это является педагогической мечтой человечества. Может на самом деле уже ученик не сосуд, который мы заполняем (а он то дырявый), а факел, который мы можем зажечь.
Спрашиваю: это все? Нет, нет отвечают. И приглашают вниз.
А внизу столы: для игры роботов в футбол, прохождения лабиринтов, движения роботов по линиям.
А, обрадовался я. Игротека здесь? - спрашиваю Гюльнару ханум (Гюльнара Салимова – зам.директора школы).
- Что Вы, что Вы? – отвечает она. Какая игротека. Это элементы международных соревнований роботов. И все здесь сделано по международным стандартам. И школьники здесь и готовятся к Международным Соревнованиям в августе месяце в Южной Корее.
Вижу знакомого школьника – Кямран, тот что был наверху, за столом с нарисованной изогнутой темной широкой линией. Что здесь? – спрашиваю его.
- Он отвечает: Вот робот, задача которого пройти по этой линии и где надо повернуть и все время идти по этой линии. Вот два датчика, которые и следят, чтобы робот не вышел за пределы этой линии. Точнее датчики не следят, а фиксируют вышел ли робот за линию или нет. А уж управление роботом возвращает его в нужное положение, если он вышел за пределы линии.
- И где вы приобрели этот робот – спрашиваю.
- Нигде. Сами собрали, Написали программу на компьютере и перенесли эту программу в робот. И теперь робот все знает и так умно двигается по линии. И, кстати, говорит он, это одно из соревновательных номинаций в соревновании Южной Корее.
Да, все это фантастично. Может быть я побывал в школе будущего: школе будущего отношения педагогов к обучению, школе будущего отношения школьников к обучению – получению знаний самими через поиск, через опыт, через мышление.
На круглом столе после просмотра всего представители Министерства Образования, Фирм и других учреждений точно так же как и я отреагировали на увиденное и услышанное.
А теперь могу пояснить и название репортажа. Литературный – это просто приятно так назвать. Научно-фантастический – понятно, но это не та фантастика, которая в будущем может будет может нет. Это та фантастика, когда видишь неожиданные новые идеи, разработки, и когда хочешь воскликнуть: Да это же фантастика!. Ну, а реалистический – это ведь на самом деле все было.
И в конце, я хочу повиниться перед Вами. Я знал все это заранее, с ребятами я занимался программированием на языке С++, и одним из лучших был как раз Кямран.
Просто занятие программированием позволяет абстрагироваться от действительности, представить себя в любом качестве. Вот я представил себя таким.
Я очень счастлив, что в этом празднике есть и моя маленькая доля. Нет, нет я не скромничаю. Эту работу в течении 5 месяцев мог выполнить только талантливый большой коллектив. И мотором этого коллектива была и есть Гюльнара ханум. Только ее неутомимая энергия могла сотворить это чудо – чудо школы нового типа, где школьники сами добывают знания.
Но чтобы мотор не выехал на встречку, или не заехал в кювет – необходимо рулить в нужном направлении. И таким рулем и является директор школы Гюляра Эфендиева
Пожелаем им дальнейших успехом и хорошего выступления на соревнованиях в Южной Корее.