Наборы HUNA TOP в нашем распоряжении были уже давно и мы их часто использовали, но как механический очень добротный конструктив при использовании программируемого контроллера ARDUINO. Мы с удовольствием использовали пластиковые и металлические детали и даже датчики, серводвигатели, моторы, отлично совместимые с ARDUINO, однако «родной» контроллер от HUNA TOP и систему программирования к нему мы до сего момента откладывали в сторону. И вот, при знакомстве с регламентами международных соревнований IYRC, решились предложить одной из четырех групп школьников Томской области, приехавших на занятия в ШОРТ2015, заняться изучением этого набора.
Здесь нужно уточнить, что участники ШОРТ2015 — юные робототехники, но все они уже с определенным опытом участия в робототехнических соревнованиях, выставках, создания проектов роботов. Поэтому занятия с необычным набором строились с опорой на имеющийся опыт ребят.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34113)
Группа HUNA TOP состояла из 10 ребят. Занимались мы с ними в помещении, где находилось 5 стационарных персональных компьютера, к тому же в нашем распоряжении было пять наборов HUNA TOP, поэтому в группе мы разбились по парам.
Занимались мы только с 9:00 до 13:30, после чего ребята шли на обед, а потом у них начиналась богатая культурная программа.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34114)
День первый
Сначала мы просмотрели и обсудили видеозаписи с соревнований IYRC2014 и LYRC2015. В отличие от популярных у нас соревнований WRO, роботы в заданиях IYRC в основном не автономные, а с дистанционным управлением. Только в старшей группе имеется задание для автономных роботов.
Первый час мы сравнивали HUNA TOP с известными наборами LEGO Mindstorms NXT2.0 и EV3, выявляя плюсы и минусы обоих в сравнении друг с другом. Вот что у нас получилось:
В качестве задания с особенностями соединений деталей было предложено собрать модель гоночного автомобиля.
К концу первого дня все пары уже собрали робота и управляли им с инфракрасного пульта ДУ. Программа в контроллере «по-умолчанию» позволяла ездить вперед-назад, но без поворотов.
Установили на ПК систему программирования MRT RUS и три пары ребят изменили программу управления двигателями, добавив повороты гоночного автомобиля по кнопкам с пульта ДУ.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34115)
День второй
Сразу же соревнования между парами. Задача стояла так: используя собранные модели гоночных автомобилей, изменить программу робота и конструкцию так, чтобы управляя роботом через пульт ДУ, расставить за наименьшее время 4 предмета (банки 0,3л из-под газировки) из центрального круга по углам поля. Поле мы использовали от WRO2014 «Спутник». Потом добавили еще два бонусных предмета — кубики. Баллы считали так: 25 баллов за стоящую в углу банку, 10 баллов за лежащую в углу банку, 50 баллов за кубик, точно поставленный в перекрестье линий и за экономию времени баллы = 120 — затраченные секунды. В последнем случае при выполнении долше двух минут получался даже штраф. Предоставлялось три попытки для каждой команды, а лучшая шла в зачет.
Ребята справились все, но конечно, появились и лидеры. Соревнования безусловно подпитывали мотивацию, поэтому все остальные дни заканчивались соревнованиями.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34116)
День третий
Чтобы ребята разобрались с программным управлением серводвигателями мы изменили правила так, что теперь предметы нужно было из углов собрать в центральный круг. Но без манипуляторов захватить предметы из углов мешали бортики поля, поэтому ребята быстро изменили конструкцию роботов, установив манипуляторы с серводвигателями и запрограммировав их повороты с дополнительных клавиш на пульте ДУ. Кстати, система программирования MRT RUS оказалась очень удобной, т.к. легко позволяет программировать в двух режимах: графическом и текстовом на языке Си,- переключаясь между ними одним кликом. Об этом нужно будет рассказать подробнее в отдельном посте.
День четвертый
Решили играть в РобоФутбол с дистанционным управлением роботов. Выяснили, что инфракрасные пульты ДУ и контроллеры HUNA TOP могут настраиваться на 8 независимых каналов, что позволяло «развести» одновременное управление разными роботами.
Мяч для футбола взяли пластиковый от LEGO-набора, а поле использовали стандартное от РобоФутбола WRO GEN II.
Ребята слегка модернизировали своих роботов, удалив манипуляторы, чтобы соблюсти правило «робот может захватывать мяч своими деталями не более чем на 2 см», но сделав выступы, чтобы удобнее удерживать мяч во время игры, и круговую защиту-броню, РобоФутбол ведь спорт контактный и неизбежны столкновения.
Играли альянсами, с ротацией команд, то есть - каждый раз в альянсе команды менялись и соперники прошлой игры могли стать союзниками в следующей.
Игра РобоФутбол очень азартная, поэтому день пролетел незаметно. Все получили колоссальное удовольствие.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34117)
День пятый
Приступили к подготовке роботов к новой игре «Захват флага». Возможно, коллеги знают, что в компьютерных играх Quake и Open Arena есть командный режим Team Fortes, в котором выигрывает команда с более слаженными действиями, сумевшая захватить и принести больше флагов соперников, защищая от захвата свой флаг. Ребятам идея игры понравилась. В качестве флагов мы использовали цилиндры синего и красного цветов. Здесь для успеха парам потребовались и манипуляторы, и пульты ДУ. К тому же одна из групп ШОРТ2015, занимающихся на LEGO захотела поиграть в эту же игру с группой HUNA TOP.
Играли альянсами по три робота, причем смешанными: на одной базе могли быть роботы и из HUNA TOP и из LEGO NXT2.0. Соревнования контактные, роботы могут нападать друг на друга и стараться вытолкнуть соперника с поля, чтобы беспрепятственно захватить флаг и доставить на свою базу — квадрат 40х40см, где расположен собственный флаг. Игры проходили не менее азартно, чем в РобоФутбол, более того, борьба на поле, накал страстей, возгласы болельщиков из числа вожатых и участников других групп, заглянувших к нам «на шумок», подсказали нам идею провести «чистые бои» «HUNA TOP vs LEGO», которые мы запланировали на следующий день.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34118)
День шестой
Половину учебного дня мы выясняли, кто же сильнее: роботы HUNA TOP или роботы LEGO? Преимущество роботов NUNA TOP заключалось в более высокой маневренности и скорости передвижений, но двигатели их слабее, а значит в силовой борьбе роботы LEGO имели фору. Тем не менее итоговая победа команды «HUNA TOP» над «LEGO» со счетом 7:4, хоть и незначительно, но показала некоторое преимущество данных роботов.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34119)
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34120)
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34121)
Остаток дня мы посвятили проблеме автономного программирования роботов HUNA для классической задачи — движению по черной линии. Три пары из пяти успешно справились с этой задачей.
День седьмой
Итоговые соревнования, которые в ШОРТ стали традиционными, позволяют ребятам продемонстрировать свои успехи, сравнить свои достижения со сверстниками. В группе HUNA TOP мы использовали упрощенное задание из регламента «Hello, Robot! ARDUINO Биатлон». Робот, двигаясь по черной линии, зарабатывает бонусные баллы за сбитые банки и доставку одной банки на финиш. Из четырех пар ребят (одна пара закончила пребывание в ШОРТ на день раньше других) две успешно справились с заданием и боролись между собой за секунды. Одна пара добилась движения робота по линии, но робот сходил с трассы на поворотах. Четвертая пара не успела доработать алгоритм, отвлекаясь на общение со сверстниками через интернет.
![](https://edugalaxy.intel.ru/index.php?s=&act=attach&type=blogentry&id=34122)
Итог
Наборы HUNA TOP оказались очень интересны для ребят. Ежедневные состязания показали, что задания из соревнований IYRC нам под-силу.
Постараюсь в следующих постах рассказать о системе программирования MRT RUS и некоторых обнаруженных технических проблемах и способов их устранения, с которыми столкнулись во время работы с данным набором.
Материал взят с сайта https://edugalaxy.intel.ru
Отдельное спасибо Сергею Викторовичу Косаченко за предоставленную информацию!